6. Что за чудо вылезло на экран???  

Татьяна Толстая: «Вы у себя на сайте называете себя “профессиональный египтолог”. Я никогда в жизни не слышала такого самоназвания. Что это значит?» («victorsolkin: Скорее хамство, рожденное собственным комплексом неполноценности и уверенностью в своей исключительности. Вряд ли что-то еще» http://victorsolkin.livejournal.com/166667.html.)

Солкину бы сразу насторожиться. Перед ним не Герасичева или Дибров (http://maat.org.ru/news/2002/2002-04-03a.shtml). Вместо этого он понес вздор про «удивительную страну», где «у нас очень небольшой перечень гуманитарных специальностей внутри, скажем так, истории или искусствоведения…» (опустим это; демагогии будет еще немало). Солкина возвращают к реальности: «Вы говорите, что вы “профессиональный египтолог”. Что вы заканчивали?» Выясняется, что РУДН, и Солкин тут же начинает морочить аудиторию: «Но ввиду того, что у нас в вузах древнеегипетский язык не преподается…» Его прерывают: «Нигде?» Солкин, не моргнув глазом: «Нигде!»

«Уже первые минуты этого древнеегипетского феста вызвали у меня чувство отторжения. Что за чудо вылезло на экран??? С чего этот "профессиональный" египтолог решил, что в России нет нормальной школы египтологии и нигде не изучают древнеегипетский язык??? Только "профессиональные" египтологи и могут такое утверждать. Очевидно, человек пришел попиариться и наврать на всю страну, что он такой единственный, невероятный и весь из себя гениальный» (http://community.livejournal.com/shkola_zlo/100861.html).

В РУДН, где учился Солкин, язык действительно не преподается. Он преподается в СПбГУ, МГУ и РГГУ. Две версии: или Солкин некомпетентен в вопросе, или он сознательно врет, чтобы отвлечь внимание от своего «профильного образования», далекого от египтологии. Вот что он говорит дальше: «То есть у нас есть отдельные небольшие группы, которые существуют, предположим, при Институте востоковедения…»

Предположим, при Институте востоковедения таких групп не существует. А «при» МГУ есть, но вот как это преподносит Солкин: «…существуют при МГУ, но не в качестве образовательного, скажем так, части образовательного процесса… Это вот не… не… не… небольшие, скажем так, вечерние группы…» Татьяна Толстая: «Что значит – не в качестве образовательного процесса группы? А что они делают?» Конечная цель болтовни про университетские группы вне образования выясняется быстро. Вся эта галиматья нужна Солкину для того, чтобы с апломбом заявить: «Нет специализации “египтология” в стране вообще!». То есть, египетский язык преподается, а египтологической специализации, скажем так, нет.

Зато есть, как он сам себя величает, «выдающийся российский египтолог Виктор Солкин» (http://www.inauka.ru/museum/article57414.html). Ну ладно, можно просто «ведущий российский египтолог Виктор Солкин» (http://www.catalog.altamed-c.ru/category.php?cat=16&page=19).

Вот что Солкин городил на сайте своей «ассоциации» за год до передачи: «С обучением этой специальности в нашей стране дело обстоит весьма плачевно». Солкина поставили перед фактами: «Напрасно вы это утверждаете. В СПбГУ есть специальность Египтология. И на ней изучают исключительно Египтологию. В прошлом году был набор на эту специальность. С первого курса главным предметом специальности является Древнеегипетский язык, который там изучают по 10 часов в неделю. Дальше – больше. Плюс: древнегреческий, история и география Египта, История литературы Древнего Египта, История идеологии Древнего Египта и даже папирология и палеография. Существует это всё на базе Восточного факультета, кафедра Истории Древнего Востока». Солкин, по обыкновению, «авторитетно» выкручивается: «Я утверждаю то, в чем разбираюсь. На Востфаке имеется специальность востоковедение, африканистика – 522600. Египтология у них – специализация (ср. двумя абзацами выше. – R.)…» (http://maat.org.ru/forum/viewtopic.php?id=361). В общем, все ясно, см. также http://www.orient.pu.ru/index.php?id=antiq_chair.

Дальше Солкин рассказывает, что когда-то он начинал в Пушкинском музее, куда его еще школьником взяли «по спецприказу» директора ГМИИ, сделав «личным ассистентом» заведующей сектором Древнего Востока С.И. Ходжаш. «У нее были свои интересы, скажем так. Ей показалось, что я могу у нее работать, могу, скажем так, принести какую-то пользу. Вот. И это были долгие, непростые шесть лет».

Эти исторические годы для мальчика на побегушках прошли не без пользы. О них тридцатилетний Солкин наваял «мемуары», в которых ошельмовал и музей, и людей, с которыми «работал», и особенно свою бывшую начальницу, см. http://solkin-net.narod.ru. Себя же Солкин в этих записках на полном серьезе преподнес как состоявшегося египтолога со знанием «древнеегипетского» языка, уже в 20 лет легко пишущего отзывы на кандидатские и докторские диссертации, а в вопросах атрибуции памятников превосходящего самого О.Д. Берлева. Но вот несуразность (впрочем, не единственная): в «Школе злословия» он говорит, что учил язык после ГМИИ:

«Потом был Институт востоковедения, где, собственно, я учил древнеегипетский язык у Галины Беловой. Тогда это был кабинет египтологии, сейчас, вот, Центр египтологических исследований РАН. Там тоже было шесть лет. Потом уже была ассоциация по изучению древнего Египта, уже своя организация».

Итак, Солкин на всю страну заявляет, что вышел из академической структуры – ЦЕИ РАН Г.А. Беловой. Здесь он учил язык, здесь постигал тонкости научной и организационной работы. Что же, результат мы видим.

Продолжая свою повесть, Солкин походя вводит в оборот еще одно понятие: «практикующий египтолог» – «ездящий в поле, публикующийся постоянно, там, предположим, преподающий либо читающий где-то лекции». До этого он столь же популярно растолковал ведущим, что такое «профессиональный египтолог»: это, скажем так, «если ты ездишь на профессиональные конгрессы, если ты публикуешься, ну, в общем, практически исключительно по этой теме, если в поле (тяжкий вздох Солкина; здесь полиграф не нужен. – R.) копаешь, соответственно, там». Почувствуйте разницу. Согласно табели о рангах Солкина, таких практикующих профессионалов «у нас, наверное, человек двенадцать». Все прочие не при делах.

После школы Солкин поступает в Университет дружбы народов (РУДН). Авдотья Смирнова: «А Институт востоковедения – где он был?» Солкин: «А это не образовательное учреждение. То есть, это НИИ… В нем существует, предположим, в тот момент кабинет египтологии, который заинтересован в том, чтобы вырастить какое-то поколение новых египтологов. Они привлекают ребят из абсолютно разных вузов и, соответственно, мы, предположим, работаем. То есть мы там работали переводчиками. Вот я там вел иностранный отдел у Галины Беловой, переводчиками там, мы помогали делать выставки, мы…»

Ум за разум у Солкина, почитающего телезрителей, предположим, за безмозглое быдло, соответственно, зашкаливает окончательно: вчерашний школьник, за партой – «личный ассистент» (это такая штатная должность?!) заведующего сектором крупнейшего музея, теперь возглавил иностранный отдел в подразделении академического института! Как такое удалось студенту? По «спецприказу» президента Академии наук? Какой может быть «отдел» в «кабинете»? Зачем научно-исследовательскому институту «переводчик» со школьной скамьи? Или это Белова в своем «кабинете» не может обойтись без такого переводчика?

Татьяна Толстая: «Так, подождите… Чего-то я не пойму. Переводчиками с какого?» Солкин: «С английского и, соответственно, потом с древнеегипетского, когда он уже был выучен». Татьяна Толстая: «То есть вы его прямо так и выучили?» Солкин (с напором): «Да! Это три года, это три года… Русского учебника не существует, учебник на английском языке…» (Как «переводчик» Солкин «знает» английский и «древнеегипетский» языки, см. http://solkin-encyclopaedia.narod.ru, в частности, ремарки к литерам А и П.)

Заметим еще раз: в «мемуарах» Солкин пишет, что овладел «древнеегипетским», уже будучи ассистентом в ГМИИ. Нам становится все более очевидно, что Солкин систематически врет. Ведущим передачи тоже. Татьяна Толстая: «Нельзя выучить древнеегипетский за три года». Солкин: «Вы знаете, что? Можно… (опустим его пререкания с ведущей и общие слова) …Примеров тому достаточно много, еще со времен Голенищева, основателя нашей египтологической российской школы». Не приведя ни одного конкретного примера (и впрямь, не В.С. Голенищев же выучил язык за три года по учебнику, первое издание которого вышло, когда ему было за семьдесят), Солкин продолжает гнуть свою линию. Реплику ведущей: «То есть у вас был такой гениальный преподаватель, который в те часы, которые у вас оставались от других работ…» он парирует: «Все очень просто. Раз в неделю четыре часа вечером по средам (непременно по средам! – R.)… Обложившись учебниками, древнеегипетскими текстами. Там обычная грамматика… Тридцать два урока базового учебника Алана Гардинера, выдающегося английского египтолога. А потом тексты, тексты, тексты, тексты…»

Тридцать три урока в «Грамматике» Э.Х. Гардинера… А преподавателем Солкина, как он уже сказал, была Галина Белова, глава ЦЕИ РАН. Еще одна цитата из официального письма, с которого Татьяна Толстая начала передачу: «Г.А. Белова – личность, не имеющая ни малейшего отношения ни к египтологии, ни к науке вообще, а ее докторская степень – не более чем результат недоразумения, а точнее беспринципности тех, кто допустил ее к защите и соответствующим образом проголосовал. По образованию она является недоучившейся студенткой первого курса, ибо, как она сама в свое время мне с гордостью признавалась, оно завершилось на одном из начальных уроков грамматики Гардинера. То, что это справедливо буквально, Г.А. Белова подтвердила всей совокупностью своих работ (к счастью, немногочисленных) и, в частности, статьей, посвященной Элефантине, где она продемонстрировала, что разница между алефом и айном, которая понятна каждому, знакомому уже с первым уроком, для нее не существует, ибо Abw (Элефантина) в ней десятки раз пишется как abw». В письмо включен экспертный отзыв на докторскую диссертацию Беловой, не нуждающийся в комментариях (см. http://cesras-belova.narod.ru/part3.html).

Сетевые френды Солкина, которые зациклились на его способности выучить мертвый язык за три года, должны понять, что суть вопроса совсем не в этом. Какой бы срок Солкин ни назвал наобум, хоть десять лет, – верить ему нельзя, потому что выучить даже азы «древнеегипетского» у Галины Беловой, не отличающей айн от алефа, в принципе невозможно, сколько ни «обкладывайся» учебниками и текстами по средам, четвергам или пятницам… Именно это определяет позицию ведущих. Закономерно и показательно, что как Солкин, так и аспиранты Беловой в своих диссертациях переводят не с египетского, а с переводов с египетского на европейские языки (см. ниже).

«В продолжение темы о "ведущем российском египтологе". Малшык учил древнеегипетский три года по четыре часа в неделю. 600 часов. Это по его утверждению. Значит, точно не больше. Утверждает, что знает. Коллеги утверждают, что нет. Мое дело сторона, но, примеряя на себя: занимаюсь еврейскими классическими источниками на иврите и арамейском вот уже 30 с лишком лет, по крайней мере по 30 часов в неделю. 45 000 часов, если не ошибаюсь. Осмелюсь ли я сказать, что знаю арамейский? Я понимаю широкий диапазон текстов, могу заметить стилистические тонкости, но сказать, что ЗНАЮ?! Вчера журналист в интервью спросил меня, правда ли, что я знаю больше 20 языков. Пришлось его разочаровать: знаю я (на уровне родного) русский и иврит. Остальные – в разной степени базового изучения. От беглого чтения и понимания текста до куда более скромных уровней. Можно ли назвать это знанием? Мне кажется, нет» (http://a-feigin.livejournal.com/81469.html). Слова не малшыка, но мужа.

Опустим фрагмент о древних языках, где Татьяна Толстая пытается урезонить зарвавшегося гостя, а тот несет банальности и чепуху вместо того, чтобы перевести для аудитории с листа любой доступный ему древнеегипетский текст и тем самым закрыть вопрос. Нас интересует конкретная деятельность Солкина, а точнее то, как он ее преподносит: «Допустим, вот, когда мы со студентами читаем ту же египетскую Книгу Мертвых…»

Стоп. Какие студенты? Студенты бывают в колледжах и вузах, а Солкин нигде не преподает («А в каком универе Солкин преподаёт?.. В ИСАА его нет точно. И в Институте Востоковедения РАН я тоже его не слышала…» http://forums.shadelynx.ru/index.php?showtopic=860&mode=threaded&pid=17210). Если он подразумевает свою «ассоциацию Маат», где он читает «лекции» («Все, поехал лекцию читать. Про Аменхотепа III и его блистательное время. Хоть порадуюсь, что ли...» http://victorsolkin.livejournal.com/149514.html), то это не учебное заведение, а «частная лавочка» или «фан-клуб», причем с вполне определенной репутацией (см., кстати: http://bundle.livejournal.com/23861.html). Выходит, Солкин опять врет. Это еще раз подтвердится минут через пять его словесной дуэли с ведущими на предмет языкознания, в которой Солкин выступает во всем блеске своего невежества («уровень кухонный», как выразилась Татьяна Толстая).

Солкин, предположим, говорит: «Если, допустим, вы хотите получить специализацию в особенных там, например, каких-то текстах, там, там, храмовые гимны или какие-то особенные литературные тексты, естественно, это еще дополнительное время, как бы уже специализация внутри древнеегипетского языка». Авдотья Смирнова: «А какие есть еще дополнительные тексты? Вы все время говорите “храмовые гимны и что-то еще”. А что еще?» (Немного погодя Солкин заявит: «У каждого из нас есть своя внутренняя специализация. То есть, вот, допустим, у меня она историко-религиоведческая. Я перевожу тексты без каких-либо проблем…») Казалось бы, такой спец должен, как горохом, сыпать названиями текстов и папирусов. Однако вместо конкретного ответа Солкин начинает вилять: «Вы знаете, что? Вот смотрите. Предположим, да, ведь в египетском письме есть иероглифика, то есть то, что вырезано в камне, да? (т.е. Солкин, вообще-то, не уверен, хотя едва ли даже краем уха где-нибудь слышал, что существует еще так называемая линейная иероглифика деревянных саркофагов и папирусов. – R.) Хотя там тоже есть определенные различия, ну, так, грубо. Есть иератика…» Апогеем этого словоблудия становится тезис о том, что демотика – это «язык того времени, когда Египет стал медленно умирать». Между тем «демотический язык», как стадия развития египетского, сформировался еще до появления курсивного письма, известного под названием демотика, – при эфиопах (XXV дин., VIII в. до н.э.), после которых было «саисское возрождение», да и Птолемеевский период с его Мусейоном и Библиотекой, Фаросским маяком и техническим гением Герона Александрийского едва ли ассоциируется с «умиранием» Египта.

И вот такой «специалист», плавающий в вопросах исторической эволюции египетского языка и письма и не способный назвать на вскидку ни одного храмового или литературного текста (вспомним его «тексты, тексты, тексты, тексты» в конце 7-й минуты эфира), рассказывает нам, как он читает в оригинале «ту же египетскую Книгу Мертвых»…

Далее «в языкознаньи знающий толк» Солкин, не поперхнувшись, изрекает очередную «истину», что «три человека преподают древнеегипетский язык, вот вне, опять же вне вузовской системы». Авдотья Смирнова: «А вы теперь тоже преподаете древнеегипетский?» Солкин (перебивая, с жаром): «Да! Да!» (громко сглатывает слюну). Неясно одно: Солкин здесь четвертый, или он входит в ведущую тройку? А так – да, да, очень убедительно. Только вот ведущие почему-то сомневаются («школа самодовольной глупости», не иначе). Авдотья Смирнова: «А как же вы его преподаете, если вы не филолог?» Солкин не теряется: «Я согласен с вами. Но здесь возникает другой вопрос, что нас единицы, здесь просто физически не хватает людей…» Умопомрачительная логика! Авдотья Смирнова: «Я вот не понимаю. Если вас так мало, и это есть такая проблема. Вот, предположим, я решила изучить древнеегипетский язык. Я пришла к вам, чтобы в течение трех лет раз в неделю четыре часа заниматься. А как я могу выяснить потом, что я выучила, например, древнеегипетский, а не хеттский? У кого мне спросить?»

«Вопрос от соведущей: "а как вы можете быть уверены, что выучили именно древнеегипетский язык, а не, например, хеттский". Блин, накал маразма поражает. И это всего 17 минута из 43» (http://reistlin.livejournal.com/157691.html). «О Дуне Смирновой, вопросившей "А если я решила выучить древнеегипетский язык, то как мне потом понять, что это не хеттский?"... о Дуне Смирновой я просто молчу. Просто обсценно молчу» (http://evi-19.livejournal.com/115198.html).

Подобно процитированным малолетним ум-никам, старый идиот (как он, рисуясь, сам себя называет – и ведь прав и авансом, и по сути http://victorsolkin.livejournal.com/103156.html) Солкин не догадывается, что над ним уже смеются, и пускается в глубокомысленные объяснения, что вот, мол, раньше, «в годах семидесятых, еще в начале восьмидесятых» в российской египтологии были общепризнанные мэтры, к которым люди приезжали и сдавали экзамены – либо не сдавали (родившемуся в 1977 г. Солкину это известно наверняка), «и это было некоей внутренней экспертизой признания. Сейчас ее нет». Поэтому всем, кто хочет узнать себе настоящую цену, теперь одна дорога: на «международный рынок египтологический» (еще один неподражаемый неологизм Солкина)… И тут вдруг, без всякой сюжетной связи, словно спохватившись, что пропадает бесплатный эфир, Солкин перескакивает на рекламу своей «ассоциации»: «На данный момент я возглавляю ассоциацию по изучению древнего Египта “Маат”. Это некоммерческая организация, созданная в 2001 году при поддержке египетского посольства…» Его, однако, быстро возвращают с «рынка» к науке.


www.narod.ru
index.html

Используются технологии uCoz